А. Теоретический материал
1. Определение
Простым контрапунктом называется такое соединение голосов, которое не даёт новых комбинаций в сочетании данных голосов при их повторении. Употребление этого термина свидетельствует об отсутствии преобразований исходного музыкального материала.
2. Функции голосов
а) точная цитата первоисточника (cantus prius factus);
б) контрапункт, сопровождающий первоисточник;
в) контрапункт, написанный "по мотивам первоисточника"
г) контрапункт, независимый от первоисточника
примеры:
1) мелодия "L'homme arme" - популярная французская песня - во многих сочинениях эпохи Возрождения играет роль cantus prius factus, или первоисточника:
2) Гийом Дюфаи. Месса "Вооруженный человек"
3) Палестрина. Месса "Вооруженный человек". Sanctus
4) Жоскен Депре. Месса Sexti toni
4. Звуковысотный рельеф. Здесь нужно учитывать логику линий голосов (следить за мелодической "вершиной", которая должна приходиться на кульминационную зону пьесы).
5. Ритмическое строение. Необходим ритмический контраст между голосами.
Б. Практические рекомендации к выполнению заданий по теме:
1. Оформить выбранный первоисточник (определить размер, в котором он будет записан, голос - верхний или нижний, ритмизовать его по своему вкусу; проанализировать саму мелодию, определить лад, выделить скачки).
2. Голосоведение.
а) начинать и заканчивать консонансом;
б) на сильных долях использовать консонансы или же приготовленные диссонансы;
в) избегать параллельных квинт, октав, унисонов;
г) избегать прямого движения к квинте или октаве;
д) придерживаться принципа комплементарности (голоса сходятся-голоса расходятся);
е) соблюдать диапазон всей пьесы (каждый голос должен подниматься и спускаться в пределах октавы).
3. Ритмика
а) придерживаться ритмического контраста между голосами (если один "стоит", другой движется; если в одном ровное движения, в другом желательны синкопы, фигуры с точкой);
б) следить за отношением длительностей (при употреблении "белых" нот не использовать мельче восьмой и т. п.);
в) не ставить лигу от самой краткой длительности.
4. Мелодика
а) придерживаться принципа "скачка с заполнением" (скачок компенсировать противоположным поступенным движением);
б) не делать скачка от самой мелкой длительности;
в) следить за мелодическим рельефом.
5. Лад
Не выходить за рамки лада
И главное: стараться создать красивое и вдохновенное произведение. "Самый талантливый тот, кто умеет в стеснённых условиях создать шедевр" (Стравинский)
1. Определение
Простым контрапунктом называется такое соединение голосов, которое не даёт новых комбинаций в сочетании данных голосов при их повторении. Употребление этого термина свидетельствует об отсутствии преобразований исходного музыкального материала.
2. Функции голосов
а) точная цитата первоисточника (cantus prius factus);
б) контрапункт, сопровождающий первоисточник;
в) контрапункт, написанный "по мотивам первоисточника"
г) контрапункт, независимый от первоисточника
примеры:
1) мелодия "L'homme arme" - популярная французская песня - во многих сочинениях эпохи Возрождения играет роль cantus prius factus, или первоисточника:
2) Гийом Дюфаи. Месса "Вооруженный человек"
3) Палестрина. Месса "Вооруженный человек". Sanctus
4) Жоскен Депре. Месса Sexti toni
3. Высотная позиция голосов. Для чего нужно было записывать каждый голос в своём ключе? (сопрановый, меццо-сопрановый, альтовый и т. д.). Чтобы не выходить за рамки диапазона.
5. Ритмическое строение. Необходим ритмический контраст между голосами.
Б. Практические рекомендации к выполнению заданий по теме:
1. Оформить выбранный первоисточник (определить размер, в котором он будет записан, голос - верхний или нижний, ритмизовать его по своему вкусу; проанализировать саму мелодию, определить лад, выделить скачки).
2. Голосоведение.
а) начинать и заканчивать консонансом;
б) на сильных долях использовать консонансы или же приготовленные диссонансы;
в) избегать параллельных квинт, октав, унисонов;
г) избегать прямого движения к квинте или октаве;
д) придерживаться принципа комплементарности (голоса сходятся-голоса расходятся);
е) соблюдать диапазон всей пьесы (каждый голос должен подниматься и спускаться в пределах октавы).
3. Ритмика
а) придерживаться ритмического контраста между голосами (если один "стоит", другой движется; если в одном ровное движения, в другом желательны синкопы, фигуры с точкой);
б) следить за отношением длительностей (при употреблении "белых" нот не использовать мельче восьмой и т. п.);
в) не ставить лигу от самой краткой длительности.
4. Мелодика
а) придерживаться принципа "скачка с заполнением" (скачок компенсировать противоположным поступенным движением);
б) не делать скачка от самой мелкой длительности;
в) следить за мелодическим рельефом.
5. Лад
Не выходить за рамки лада
И главное: стараться создать красивое и вдохновенное произведение. "Самый талантливый тот, кто умеет в стеснённых условиях создать шедевр" (Стравинский)
Комментариев нет:
Отправить комментарий